Раздельный сбор мусора — как будет работать закон?


Раздельный сбор мусора — как будет работать закон? Президент РФ 31 декабря 2017 года утвердил существенные изменения, внесенные Госдумой в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Эти изменения и предшествовавшее им введение экологического сбора должны стать решением давно обсуждаемой проблемы раздельного сбора мусора и его дальнейшей переработки на предприятиях, использующих вторсырье. Сегодня в России перерабатывается только 3-5 % коммунальных отходов, тогда как в Европе этот показатель достигает 65%.

Как будет работать закон о раздельном сборе мусора в 2018 году, в каком порядке федеральные и региональные власти будут реализовывать программу раздельного сбора отходов и согласовывать ее с гражданами, как регулируется деятельность ИП, которые могут принять участие в программе, накапливая отходы и продавая их предприятиям.

Раздельный сбор мусора — как будет работать закон?Что понимается под сбором и накоплением отходов?

Раздельный сбор мусора, который вводится в России с утверждением новой редакции Федерального закона «Об отходах производства и потребления», включает в себя сбор твердых коммунальных отходов, а также их накопление. Согласно уточненным в новой редакции определениям, сбором считается прием отходов для дальнейшей обработки утилизации, обезвреживания, размещения. Накопление отходов осуществляется в тех же целях путем их складирования на срок не более одиннадцати месяцев. Понятие «обращение с отходами» включает в себя все перечисленные действия в отношении отходов производства и потребления.

Операторами по обращению с отходами могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица. Также есть региональные операторы, юрлица, обязанные заключать договоры на оказание услуг по обращению с отходами с собственником твердых коммунальных отходов, образующихся и накапливающихся в зоне деятельности регионального оператора. Те производители и импортеры товаров, которые не могут самостоятельно утилизировать отходы, обязаны уплачивать экологический сбор. За счет этих средств будут внедряться раздельный сбор и переработка отходов, мощности по их утилизации, что должно обеспечить снижение объемов захоронения отходов и мусоросжигания.

Новая редакция ст. 8 Закона «Об отходах производства и потребления», в которой определены полномочия органов местного самоуправления по обращению с отходами, вступает в силу с 12 января 2019 года. На них будут возложены обязанности по созданию и содержанию мест накопления отходов, определению схемы их размещения и ведению реестра таких мест. Территориальная схема обращения с отходами после разработки должна будет пройти общественные обсуждения. В настоящее время такие схемы, вплоть до размещения отдельных мусорных баков, утверждаются Росприроднадзором. После вступления изменений в силу федеральные органы власти будут участвовать в разработке схем только в качестве консультантов.

Каким требованиям должны отвечать места накопления отходов?

Правила обустройства мест накопления отходов указаны в ст. 13.4 Закона, в СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» и могут конкретизироваться в региональных нормативно-правовых актах. В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:

  • в производственных или вспомогательных помещениях;
  • в нестандартных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
  • в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных ёмкостях;
  • в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
  • на открытых приспособленных для хранения отходов площадках.

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 12 декабря 2006 года, N 981-ПП обязанностью юридических и физических лиц, осуществляющих обращение с отходами производства и потребления, является обеспечение раздельного сбора отходов в соответствии с их видом, классом опасности в зависимости от их свойств, содержанием в составе отходов токсичных веществ, агрегатным состоянием, физическими свойствами и другими признаками.

В реестре мест накопления отходов, которые будут вести органы местного самоуправления должны указываться данные о:

  • нахождении мест накопления;
  • данные о технических характеристиках мест накопления;
  • собственниках мест накопления;
  • данные об источниках образования отходов, которые складируются в местах накопления.

Что еще будет сделано для внедрения раздельного сбора отходов?

Выделение отдельную подпрограмму по созданию отрасли обращения с твёрдыми коммунальными отходами в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды» будет сопровождаться выполнением следующих поручений президента РФ:

  • поэтапное введение запрета на поступление отходов на объекты размещения (полигоны) без предварительной обработки и утилизации;
  • стимулирование спроса на продукцию из вторсырья;
  • проведение мероприятий, направленных на повышение экологической культуры и мотивации участия населения в раздельном сборе и потреблении биоразлагаемых тары и упаковки;доработка единой государственной информационной системы учёта отходов;

проведение Росприроднадзором, Роспотребнадзором совместно с МВД России комплекса мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности по незаконному транспортированию и размещению отходов.